Тема: Топливо — хуже ослиной мочи

Утекают от ответственности
Современное законодательство не дает никакой возможности наказать АЗС за продажу «ослиной мочи»
Росстандарт предложил внести поправки в КоАП, наказывающие нефтебазы и АЗС оборотными штрафами за продажу некачественного топлива.

Цена вопроса

Сегодня, считают в ведомстве, топливные махинаторы не обращают внимания на наказание по действующей статье КоАП 14.43 за нарушение требований техрегламентов, куда входит и реализация некачественного топлива, то бишь «разбодяживание» и недолив бензина. Ведь штрафы для игроков рынка — копеечные. Должностные лица могут лишиться от 10 до 20 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели — от 20 до 30 тысяч рублей, а юрлица — от 100 до 300 тысяч рублей. Что эти деньги даже для одной АЗС с ее миллионными оборотами? Подобный штраф заправка может отбить на одном только недоливе топлива: по оценке Росстандарта, АЗС в среднем не доливают 300 мл на каждые 10 литров топлива при ежесуточной продаже 10-15 тонн. А это даже по самой нижней планке продаж — 300 литров, или в среднем больше 10 000 руб. в сутки чистой прибыли, что в месяц приводит к заработку, превышающему 300 тыс. руб. А разбавление бензина и солярки приносит еще более ощутимый доход.
Болезненное наказание, по мнению чиновников — оборотные штрафы, от 10% до 15% от выручки юридического лица за предшествующий год. Это уже серьезно — заправки могут недосчитаться миллионов рублей, нефтяные заводы — десятков миллионов. А наказывать нефтетрейдеров ревизоры намерены за нарушение физико-химических показателей топлива. Именно такой статьей Росстандарт и предложил дополнить КоАП.

Топливо — хуже ослиной мочи

Лидер общественной организации «Гражданский контроль качества топлива» Дмитрий Курзанцев считает, что соответствующие поправки в КоАП назрели еще 5 лет назад. Ситуация с качеством топлива в стране сложилась критическая. Практически каждый пятый литр топлива продается разбавленным химическими присадками. После отмены ГОСТов на автомобильное топливо их разрешено использовать техрегламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011), но только в строгой дозировке. При этом на деле присадки вовсю используются в повышенных дозах (более 15%). Это обогащает владельцев АЗС, но приводит к поломке двигателей автомобилей.тут


Например, монометиланилин (ММА) разрешен для экологического стандарта Евро-4 в объеме не более 1%, а в бензине стандарта Евро-5 ММА не должен использоваться вообще. «В нашу организацию обращаются автовладельцы от Санкт-Петербурга до Братска — везде топливо отвратительного качества, — говорит Дмитрий Курзанцев. — Неделю назад мы прокатились по Золотому кольцу — Ярославль, Кострома, Иваново, Владимир — ни одна АЗС не прошла проверку качества, где бы мы образцы ни брали». С 1 января 2016 года автопром должен был перейти на стандарт Евро-5. «Но о каком высоком стандарте может идти речь, если в рамках мониторинга мы постоянно сталкиваемся с топливом качества Евро-2? — возмущается Курзанцев. — Второй экологический класс, в котором содержание серы свыше 8000 мг/кг, при норме 10 или 50. Плюс недолив и повальное несоблюдение технического регламента. Наступит зима, и солярку начнут разбавлять керосином, что вообще грозит самовозгоранием автомобиля».
Поругали и успокоились

Инициатива Росстандарта — итог многочисленных проверок автозаправочных станций и нефтезаводов, предпринятых совместно с Генпрокуратурой после соответствующего поручения президента Владимира Путина в начале 2015 года. Эксперты Росстандарта установили, что порядка 43% заправок не соответствуют установленным требованиям, а по количеству нарушений регионы показали примерно одинаковые результаты. Почти половина — 46% — от всех преступлений против автомобиля — это неправильное информирование потребителя, на втором месте качество топлива (33%) и недолив (21%).

Кроме того, как рассказали в Генпрокуратуре, в ходе проверок выявлено более 30 тысяч нарушений законодательства: чаще всего прокуроры пресекали факты реализации моторного топлива ненадлежащего качества. Сумма наложенных административных штрафов составила около 55 млн рублей, направлены заявления в суды.

По данным Российского топливного союза, промежуточные итоги показали, что ревизия коснулась 3251 АЗС, то есть около 15% всех заправок страны. Из них 709 АЗС нефтяных компаний и 2542 независимых.
АЗС-хамелеоны

Итоги неутешительные, но есть законодательная инициатива, есть строгие прокурорские предупреждения. Казалось бы, все с качеством топлива должно теперь наладиться. «Мы выявили новый вид мошенничества, — рассказывает Дмитрий Курзанцев. — После проверок прокуратуры провели мониторинг и выяснили, что юридические лица, которым были выставлены предписания, просто перерегистрировали заправки на другие юрлица. И в итоге никаких предписаний они не исполнили. Сейчас это те же заправки, только новые юрлица. И по нашему законодательству, в течение 3 лет надзор туда приехать не может. Соответственно, они как получали сверхприбыли, так и будут получать, разбавляя бензин и обманывая граждан. Уход от штрафов и предписаний, от ответственности — это грубейшее нарушение».

Таким образом, проштрафившиеся АЗС могут уйти от любого наказания, хоть в 200% с оборота, просто используя лазейки в законодательстве. Если они есть, почему бы не нажиться еще больше? В то время как Росстандарт действительно проводит проверки в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который предписывает проверять организации не чаще одного раза в три года, с предупреждением и по согласованию с прокуратурой.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отмечает, что при контроле характеристик товара, обновляющегося несколько раз в сутки, должны применяться другие нормы. «Это подтверждается анализом обнародованных результатов проверок. При проведении плановых проверок процент выявленных нарушений — 21%, а при проведении внеплановых — 46%», — отмечает он.

Однако и предложение Росстандарта ввести оборотные штрафы до 15% от годового оборота представляется эксперту несоразмерным. «И сегодня Кодекс РФ об административных правонарушениях дает возможность накладывать очень серьезные штрафы, вплоть до приостановления деятельности на три месяца. В то же время средняя сумма штрафных санкций, наложенных по результатам проверок, составляет 28 000 рублей. Разговор об ужесточении наказания может возникать только после того, как все существующие меры воздействия покажут свою неэффективность. До этого пока далеко», — отметил эксперт.

Почему разбавляют топливо

По мнению Евгения Аркуши, ответ на вопрос, что является причиной появления топлива с низкими характеристиками, лежит на поверхности, — это экономика ведения бизнеса, причем на рынках автомобильного бензина и дизельного топлива ее проявления отличаются.

«Наряду с дизельным топливом НПЗ на законном основании выпускают отдельные виды топлива, не облагаемые акцизом, характеристики которого схожи с характеристиками дизтоплива. Разница в ценах акцизного и безакцизного продуктов в 3–4 тысячи рублей за тонну делает последний привлекательным для рынка, — поясняет Евгений Аркуша. — Вместо дизельного топлива активно продавалось печное бытовое, но на него ввели акциз, и оно исчезло из оборота на АЗС. Вместо него стало широко использоваться судовое маловязкое топливо, которое до сегодняшнего дня акцизом не облагается».

На рынке бензинового топлива в условиях жесткого административного давления на розничные цены рост оптовых цен приводит к диспаритету, заставляющему розничных трейдеров работать практически в убыток. «В этих условиях предложение суррогатного товара, производимого из дешевых компонентов с использованием октаноповышающих добавок, оказывается востребованным», — говорит глава Российского топливного союза.

У рынка свои законы

В продаже некачественного топлива виноваты и нефтезаводы, и АЗС. Первые могут совершить подлог на самой нефтебазе или в процессе перевозки. Вторые — на своей автозаправке, подговорив персонал. Но даже топ-менеджеры нефтяных компаний вместе с владельцами АЗС и Генпрокуратурой оказываются порой бессильны перед рядовым служащим заправки. Когда АЗС покупает бензин на нефтеперерабатывающих заводах, именно заводы несут всю ответственность за качество продукта. После того, как бензовоз слил топливо, резервуары пломбируют, и доступ к ним закрыт. А значит, и ничего залить туда работники АЗС просто не могут — так в свою защиту говорят представители топливного бизнеса. В «Гражданском контроле качества топлива» рассказывают такую историю: «Организация решила провести собственный эксперимент: действительно ли резервуары с топливом берегут как зеницу ока? Для этого мы выбрали АЗС, которая находится в нескольких километрах от Москвы. Легенда проста: у нас есть канистра с дизельным топливом, и нам жалко выливать его на землю. Добрый заправщик вызвался нам помочь и слил всю канистру с неизвестной жидкостью в свой резервуар. Сразу успокоим — у нас там было дизельное топливо Евро 5, которое мы купили на соседней заправке. Но нас даже не спросили: «Что в канистре?»

Более того, порой при проверке попадаются АЗС, даже не зарегистрированные в качестве юрлица. Спрашивается, кто, какое ведомство вообще контролирует автозаправочные станции? Если такая АЗС торгует откровенной бодягой, куда и кому писать жалобу, если нет юрлица? При этом доказать виновность АЗС на деле оказывается тяжело и дорого. И что делать, когда ломается взятая в кредит автомашина, а в страховой компании объявляют поломку от некачественного бензина нестраховым случаем? И пока ведомства журят зарвавшихся нефтетрейдеров и ужесточают и так жесткие законы, которые, как известно, компенсируются в России необязательностью их исполнения, автовладельцы продолжают ежедневно играть в рулетку с АЗС.

Отредактировано dimonik32n6 (06/12/2015 16:00:27)