1

Тема: Дао Бездорожья

(Позаимствовано с сайта Казанского оффроуд клуба)

Пролог
История этих заметок уходит в 2004 год, когда и была написана значительная их часть. На тот момент они показались мне неактуальными и слишком обрывистыми, и были заброшены на чердак. В один прекрасный день одна часть, посвященная обзору джиперских архетипов, нашла воплощение в "Классификации джиперов" Леонида Минделя (а также и в нескольких других его произведениях). Его классификация в основном соответствовала моей, различаясь лишь в незначительных деталях. В другой прекрасный день большая часть, описывавщая быт спортивных трофи-рейдов, нашла свое воплощение в замечательной заметке Руслана Молчанова "Вредные советы начинающим огранизаторам", под которой я полностью подписываюсь, и повторять их здесь тоже не буду. В любом случае, в первоначальном варианте это была бесполезная попытка объять необъятное, и вышеупомянутые авторы справились с задачами гораздо лучше меня. А оставшаяся часть после небольшой переработки (в соответствии с главной заповедью дао) находится перед вами.

Данные заметки в равной степени применимы и к внедорожному туризму, и к внедорожному спорту. Но они не нацелены на описание технической стороны внедорожного движения, хотя иногда ее и затрагивают. Техническую сторону вопроса вы можете почерпнуть из множества других источников. Здесь же вы найдете скорее попытку философского осмысления предмета, мотивов, подвигающих людей на занятие этим извращенным видом самоистязания, и ответы на вопросы из разряда "зачем это нужно?". Если вы только начинаете свой путь по бездорожью, и являетесь (потенциальным) владельцем подготовленного внедорожного автомобиля - я надеюсь они помогут вам сделать окончательный осознанный выбор. Только не воспринимайте эту писанину слишком серьезно.

Во избежание разночтений - в данных заметках слово "автомобиль" не означает какой-то конкретной марки, слово "ехать" подразумевает любое передвижение автомобиля с помощью его экипажа, а под "асфальтом" имеется в виду любая относительно сухая и ровная дорога.

Главное, что необходимо понять перед прочтением: оффроуд - это чисто прикладная наука, и без определенного автомобиля и совершения определенных действий с ним вы не добьетесь в ней абсолютно ничего. Виртуальные рассуждения в интернете могут выглядеть сколько угодно красиво и убедительно, и при этом быть настолько же бесконечно далекими от реальности. Вы убедитесь в этом сами, как только начнете практиковать... дао бездорожья.

Вы точно этого хотите?
Итак, вы задумались о покупке и постройке внедорожного автомобиля, и поездках по бездорожью. Или уже купили и начали строить. Прочитанные отчеты и просмотренные фото и видео в интернете не оставляют никаких сомнений в том, что вы хотите с головой окунуться в волшебный мир трофи-рейдов. Что же ждет вас внутри?

1. Вы будете тратить свои время и деньги. В больших количествах. Ваша новая "рыбалка" будет усиленно мешать не только вашей работе, она с успехом заменит вам и дом, и дачу, и семью, и досуг.

Конечно так будет не всегда, но на пару первых веселых лет можете расчитывать. На работе теперь вы будете заниматься выбором и поиском внедорожного снаряжения (или его изготовлением), а по завершению трудового дня бежать в гараж, по пути заехав в магазин запчастей. Процесс будет особенно обостряться перед покатушками, бессонные ночи вам гарантированы.

Очень скоро вы поймете, что бюджет вашего нового хобби неумолимо стремится к бесконечности, несмотря на все прилагаемые усилия. И вы перестанете вести учет своих внедорожных расходов, чтобы никогда не узнать сумму, которую вы потратили. Хотя со временем сумма необходимых вложений постепенно пойдет на убыль, деньги все равно будут тратиться, уже по привычке (а повод всегда найдется).

2. Вы будете строить свою машину. Сами. Если вы не будете это делать сами - вы не сможете на ней ехать так, как она может ехать. Хуже всего - вы не сможете ее оживить, если она встанет.


Вам придется изучить устройство автомобиля вообще и своего конкретного в частности.
Вам придется научиться "крутить гайки".
Вам придется освоить изготовление металлоконструкций.
Вам придется...
Этот список можно продолжать довольно долго. Смысл его сводится к следующему - вам придется стать неким подобием сумашедшего ученого, конструирующего машину времени у себя в гараже. Причем, чем меньше подобных вам в радиусе десятка километров, тем умалишеннее вы будете казаться окружающим. Постепенно вы превратитесь в автомобильного хакера. Вы осознаете, что все, что собрано человеком, можно как минимум разобрать, а зачастую и изменить и исправить, и затем собрать обратно. Сакральность "заводской конструкции" исчезнет и уступит место сакральности "сделано своими руками" - вы почувствуете, что сами сможете сделать гораздо лучше (но со временем некоторые "заводские конструкции" опять обретут сакральность).

Как бы вы не старались - подготовка автомобиля займет как минимум пару лет. Хотя покромсать машину и обвешаться колесами и лебедками можно за месяц, но без реальной проверки бездорожьем всем вашим доработкам - грош цена. Они должны пройти через селекцию, в результате которой выживут самые жизнеспособные конструкции вашего конкретного автомобиля (а двух одинаковых внедорожных автомобилей не бывает, несмотря на обманчивое внешнее сходство).

Еще есть вариант покупки подготовленной машины за хорошие деньги и найма технички с механиками, которые всегда будут ездить с вами. Вряд ли среди читателей сего найдутся последователи данного подхода, поэтому этот случай не рассматривается.

3. Вы будете ломать свою машину. Иначе зачем вы ее строили?

Запомните простую аксиому: не ломается только тот автомобиль, который не съезжает с асфальта. Если ваш автомобиль не ломается - значит он еще не видел бездорожья в достаточном количестве. Ваша машина будет купаться в полутораметровых бродах, тонуть в болотах, скакать по пенькам, делить колею с "Уралами" и тракторами, вообщем подружится с всеми прелестями оффроуда - при этом ее будут тянуть, поднимать и гнуть в всех возможных измерениях (зачастую одновременно). Все это не слишком благоприятно скажется на состоянии автомобиля. Будут ломаться полуоси, клинить коробки, рассыпаться редуктора и тд и тп. Внешние и кузовные повреждения станут обыденностью. Нередко из строя будут выходить самые неожиданные узлы и агрегаты.

Почему это происходит? Никакой серийный автомобиль в принципе не расчитан на такую эксплуатацию (хотя несомненно есть модели более приспособленные для оффроуда) - в экстремальных условиях сразу же всплывают все болячки и слабые места автомобиля, как и модели в общем, так и данного конкретного экземпляра. Умножьте это на отсутствие опыта, и получите критическую массу.

Вот здесь часто и лежит камень преткновения. После того как вы месяц не вылазили из под вашего четвероногого друга, за пару дней оффроуда вы превращаете его в груду железа, утратившего способность к самостоятельному передвижению. И все сначала. И через пару поездок вчерашний джипер с горящими глазами уже больше никуда не хочет, а ситуация кажется безвыходной.

Если в пределах досягаемости нет более опытных товарищей чтобы утешить вас, я спешу вас заверить - выход есть! И он до безобразия прост - продолжать практику до появления положительного результата. Вы приобретете опыт, который как известно нельзя купить, а автомобиль путем естественного отбора будет совершенствоваться, избавляться от ненужных висюлек и обзаводиться более нужными бирюльками. Через год вы будете ломаться гораздо меньше, а ездить больше. В итоге вы либо переступите через этот камень, либо споткнетесь и разобьете себе что-нибудь, и забудете про бездорожье навсегда. Совсем ломаться автомобиль не перестанет ни через год, ни через десять лет, просто вы найдете баланс, который сможете поддерживать.

Есть еще один нюанс. Жалеть машину нельзя, и пока вы не переступите эту грань - путь на бездорожье вам закрыт. Лучше заранее мысленно похоронить автомобиль еще перед поездкой - в любом случае оттуда он не вернется таким каким уехал (если вообще вернется). Но при этом убивать машину - бессмысленно, и если вы будете ее убивать - вы ее убьете, и больше ничего. Железо не сможет сделать больше того, на что рассчитано. Попросту говоря - если машина "не едет", надо остановиться и подумать, что не так и как ей помочь, а не топить тапку до синего дыма. Теоретически, возможна ситуация, когда вы прекрасно знаете, что машина вот-вот умрет, но вам нужно добыть секунду, и вы давите акселлератор, шестеренки летят фейерверком, и вы влетаете на финиш (догоняя шестеренки) этой секундой раньше на белом коне. Как не сложно догадаться, такое бывает только на соревнованиях и бывает очень редко. Но трофи-рейд "на секундомер" - это особый мир, с простыми правилами: а) машина идет в расход б) ваша задача - чтобы расход случился не раньше финиша СУ, потом все починим. А вот в многодневной автономной поездке без техничек под боком вы себе такую роскошь позволить не сможете, да и у кого вам там выигрывать эти секунды?

4. Вы будете учиться.

Как ни странно - вы будете учиться ездить. Даже если на дороге вы - ас, бездорожье потребует от вас совершенно других навыков езды. Внедорожное оснащение автомобиля потребует от вас еще более других навыков езды. Ни в какой автошколе вас не научат ездить по болоту на автомобиле подготовленному по ТР-3, да и в водительских правах вы не найдете категории "бездорожье" (ну по крайней мере пока).

Будет лучше, если вы изучите матчасть и будете иметь хоть какую-то теоретическую базу, чтобы понимать что происходит с автомобилем на том или ином грунте при том или ином крене. Впрочем, можно ездить исключительно интуитивно, но понимание физики процесса может сильно вам помочь в непростых ситуациях - некоторые вещи лучше знать заранее, чем выяснять эмпирически.

Вы должны добиться того, что станете "чувствовать" свой автомобиль. Словами это описать достаточно сложно - можно свести к тому, что вы будете с большой долей вероятности заранее знать, где он проедет, а где утонет с потрохами. В тактическом разрезе это относится к данному конкретному препятствию, в стратегическом - ко всему маршруту или трасе целиком.

А в один прекрасный день вам наконец придет в голову несколько парадоксальная мысль: трофи - это искусство объезда. И объезжать надо все, что быстрее объехать, чем проломиться напрямую. Осмыслению этого факта будет способствовать наблюдение за экипажами, пролетающими мимо вашего безнадежно увязшего автомобиля на трассе соревнований, или маршрут, который вы смогли пройти лишь на десятую часть от запланированного. И вам надо овладеть этим искусством, чтобы укладываться во временные ограничения и пройти маршрут или трассу целиком. И это искусство тоже применимо как к локальному препятствию, так и к маршруту целиком (например, если вы собираетесь за пару дней проехать пару сотен километров по бездорожью, то хотя бы половина этого бездорожья должна быть асфальтом).

Вы обязательно освоите ремонт в полевых условиях (нетрудно догадаться из пункта 3), и конечно же освоите всевозможное внедорожное снаряжение, но это не является темой данной статьи. Слегка коснусь лишь одного момента, которым часто на первых порах пренебрегают - навигации. Вы должны изучить хотя бы основы топографических карт и навигации. Без этого любая самостоятельная попытка добраться куда-либо дальше родных окресностей - как правило безрезультатная авантюра. Навигация поможет вам осмысливать происходящее, даже если вы просто едете в колонне за головной машиной. Для наших условий можно однозначно сказать, что автомобиль должен быть оборудован навигационной системой на основе растровых карт максимально возможного крупного масштаба. Если для езды по дорогам вам за глаза хватит векторных карт в любом навигаторе, то съезжать с асфальта без километровок не стоит (но по мере удаления от цивилизации минимально необходимый масштаб карты может уменьшаться). Вы конечно не заблудитесь, но эффективность передвижения сильно упадет. Хотя топооснова у этих карт как минимум 30-ти летней давности (и обновлять ее для лесов и болот при нашей жизни вряд ли кто-то будет), постепенно вы к этому привыкнете, и перестанете удивляться несоответствию карт и местности, а вскоре сможете и предугадывать эти несоответствия. Более актуальные данные можно почерпнуть из спутниковых снимков, но опять же не ожидайте хорошего разрешения на районы лесных массивов. Но это было небольшое техническое отступление, итак...

В итоге ваши представления о дорогах и проходимости автомобиля изменятся. До совершенной неузнаваемости. Разговоры про автомобили, дороги, проходимость и бездорожье в кругу ваших мирских знакомых будут вызывать у вас лишь усмешку, а желание спорить с ними на эти темы исчезнет. А когда по паре еле заметных паралелльных углублений во мху, угадать в которых колею от когда-то одиножды прошедшего здесь неизвестного транспортного средства мог только ваш воспаленный мозг, вы попадете на свежий трелевочный след и въедете в лагерь изумленных лесозаготовителей с неожиданной стороны, вы почувствуете, что теперь возможно всё. Нет, не так - ВСЁ! Со временем вы конечно узнаете, что на любой дорожный просвет всегда найдется своя колея, и станете чуть осторожнее.

Зачем все это надо?
На этот часто звучащий вопрос можно ответить уклончиво-философским "смысл каждый придумывает себе сам", и ничуть не слукавить. Конечно можно приводить какие-то обобщенные "общеджиперские" смыслы (и с учетом предыдущей главы пообещать какой-нибудь немаленький пряник), но по правде говоря, кроме вас самих на этот вопрос никто не ответит (а ответ другого не обязательно будет вашим ответом). Очевидно одно - без некоего личного внутреннего стержня у вас ничего не получится, уж слишком высока цена.

Но зато можно попробовать предсказать ваше будущее, если на этот вопрос вы отвечаете одним из нижеприведенных вариантов:

Если для вас это вариант "тюнинга" автомобиля, попытка придать неповторимый вид - вы вообще никогда не съедете с асфальта.
Если вам хочется как это сейчас модно "экстремальных ощущений" - вас хватит на пару-тройку поездок.
Если это привлекает вас как спорт и способ всем доказать кто тут главный, вы будете заниматься этим несколько лет. Соревнования и "гонка вооружений" быстро затянут вас, а какие-либо достижения будут постоянно подстегивать.
Если для вас это средство активного отдыха, и оно вам нравится, то это надолго.
Если для вас процесс передвижения по бездорожью не только самоцель, но и средство доставки экипажа в трудноступные места, то скорее всего это навсегда.
Или попробуйте взглянуть с другой стороны. Если автомобиль - это уже довольно большая степень свободы (и возможностей), полноприводный автомобиль раздвигает рамки этой свободы гораздо дальше, а подготовленный внедорожный автомобиль - возводит эту степень в квадрат. Если узнаете зачем вам эта свобода и нужна ли она вам - узнаете и ответ на свой вопрос.

Что делать?
"Используй Силу, Люк!". Нет, кажется это не про то...

Если вы все же дочитали до этих строк, и по прежнему хотите окунуться в тот самый волшебный мир трофи-рейдов - вы готовы услышать главную и всеобъемлющую заповедь дао бездорожья. Ее необходимо как минимум повесить на стену гаража и наклеить на автомобиль изнутри перед глазами пилота и штурмана. По возможности лучше расположить ее на всех остальных местах, на которых останавливается ваш взгляд. Ее также нужно использовать в качестве мантры каждый день перед сном в течении 10-ти минут, а если перед сном вы весь день вытаскивали автомобиль из болота, в котором вас этот сон и настигает - то не менее 20-ти минут. Это самая универсальная инструкция для любой возможной (и невозможной) ситуации. Вот она:

Следуй Путем Наименьшего Сопротивления.

Этим путем следует природа. Этот универсальный ключ одинаково применим и к технической стороне (используйте самое простое решение из всех возможных - KISS), и к процессу передвижения, как с точки зрения банальной физики, так и с точки зрения разработки маршрута. Каким бы непреодолимым не казалось бездорожье, у него есть слабое место - только найдите его, и невозможное станет возможным!

Если вам кажется, что эта заповедь противоречит самой сути оффроуда, поскольку из нее следует, что единственным правильным путем будет виртуальный оффроуд на диване или в интернете - дао бездорожья еще не открылся вам. А если вы видите, что хотя бы что-то из предыдущих глав является подтверждением данного принципа, тогда... мы обязательно встретимся! Там, за гранью дорог.

Константин Болдышев - 03.04.2009
(первоначальный вариант - 17.10.2004)

2

Re: Дао Бездорожья

Сильно написано. 1й пункт это про меня, 2й только начинаетя, с 3-им согласен полностью, 4й уже осознан, учиться и еще раз учиться, как завещал великий Ленин.
Особенно про работу точно подметил, как одержимый.

L-200, если бы все думали головой, то разорились бы заводы по выпуску лопат.

3

Re: Дао Бездорожья

написано правильно и жизненно..)